Я + ТЫ = МЫ

Источник: Коллектив педагогов ГБОУ ЦППРК «РостОК»

Ежегодно второго апреля во всём мире отмечается День распространения информации об аутизме. А что нам известно об этом нарушении и людях с таким расстройством? Как его распознать и взаимодействовать с этой категорией людей? Как воспитать в своих детях толерантность по отношению к тем, кто отличается от условной нормы? Отвечаем на вопросы.

ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ? Расстройства аутистического спектра (РАС), аутизм — это комплексные нарушения психического развития, которые проявляются в течение первых трёх лет жизни и являются следствием нарушения функционирования мозга.  Эти нарушения развития затрагивают все сферы психики ребёнка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительную, двигательную, познавательную, речевую и характеризуются нарушением общения и стереотипностью поведения (многократными повторениями однообразных действий).

Чтобы РАСПОЗНАТЬ АУТИЗМ у ребёнка, родителям надо внимательно следить за его поведением, замечать необычные признаки и проявления, например:

  • нарушения раннего речевого развития (отсутствие или слабое гуление и лепет);
  • трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта (тактильного, зрительного), присутствие неадекватных мимических реакций, трудности в использовании жестов;
  • нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, игрушки;
  • нарушения пищевого поведения (чрезмерная избирательность, брезгливость или, наоборот, неразборчивость);
  • нарушение моторного развития (неловкость, хождение на носочках, нарушение координации движений рук и ног, трудности в формировании бытовых действий, подражания, стереотипность движений);
  • нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира;
  • трудности в произвольном обучении, концентрации внимания, нарушения памяти.

Для ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с аутичными детьми необходимо соблюдение ряда правил.

Важно строгое следование режиму. Дети испытывают потребность в сохранении определённого порядка действий. Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, делают их жизнь проще.

Необходимо говорить простыми словами, односложно, коротко и чётко. В общении с ребёнком с аутизмом почти всегда действует правило «Один – один». Если ребёнок вам называет одно слово, вы отвечаете ему так же, одним словом.

Следует задавать вопросы, требующие конкретного ответа «да» или «нет», в том числе с помощью жестов.

Не следует рассчитывать на моментальный ответ. Надо давать больше времени на обдумывание сказанного, реагирование.

Следует разговаривать спокойным голосом, избегать повышенных и высоких тонов, крика.

Не следует прикасаться без надобности, пытаться установить зрительный контакт, если ребёнок его избегает. Нужно избегать похлопываний или объятий, соблюдать дистанцию.

Следует использовать визуальные приёмы общения, поскольку дети с аутизмом лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух.

Необходимо давать ребёнку сенсорную разгрузку. Кому-то нужно посидеть в тёмной и тихой комнате, покачаться в гамаке, другому пощелкать пальцами пупырчатую плёнку. Кому-то важно, чтобы его сильно сжали в объятьях. Универсального рецепта нет - важно наблюдать.

КАК РАССКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКУ О ЛЮДЯХ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ?

Толерантность формируется с детства. И начать нужно с себя, показать собственным примером, как надо строить отношения с теми, кто от нас чем-то отличается. Если не знаете, как начать разговор, покажите детям мультфильм «Про Диму». Его придумала мама, которая хотела объяснить своему ребёнку, кто такие люди с особенностями.

РЕКОМЕНДАЦИИ по преодолению затруднений, возникающих в ходе игровой деятельности с аутичными детьми:

  • не настаивайте, если ребёнок выражает протест, не включается в игру;
  • не останавливайтесь, комментируйте свои действия, так, словно игра с ребёнком продолжается;
  • новое предлагайте постепенно и маленькими порциями;
  • не сопротивляйтесь, если ребёнок требует одну и ту же игру, ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желания ребёнка, фантазии и чувства эмпатии;
  • больше доверия к вам вызовет тот факт, если во время игры вы повторите его фразы.

Реализуемые на базе ГБОУ ЦППРК «РостОК» (г. Будённовск, пр. Будённого, 71; тел.: 8 (865-59) 7-29-26) дополнительные образовательные программы «Слуховая нейростимуляция головного мозга» (по методу А. Томатиса) и «Сенсорное развитие» служат помощниками в работе с аутичными детьми и повышают эффективность реабилитационных программ:

  • аудиосеансы по методу А. Томатиса для детей-аутистов направлены на улучшение коммуникативных способностей, социализацию, развитие эмпатии, стабилизацию эмоционального фона, а также формирование межличностных отношений;
  • сенсомоторная коррекция является необходимым звеном коррекционной работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, позволяет совершенствовать психическую регуляцию и воздействовать на эмоциональную сферу.
Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив