Другого решения быть не могло
Спецоперация началась для Ивана ранним утром 24 февраля 2022 года с артиллерийского обстрела позиций ВСУ неподалёку от границы с Россией.
Ещё за два дня до этого уроженец Будённовска планировал вернуться домой: срок его контракта с Министерством обороны практически истёк. Пять лет службы оставались позади. Всё изменилось, когда 23-го числа заместитель командующего 58-й армией, поздравив с Днём защитника Отечества, сообщил военнослужащим: завтра будет наше наступление.
О том, что судьба уготовила ему участие в таких исторических для страны событиях, выпускник третьей городской школы вряд ли мог подумать. Вчерашний студент будённовского колледжа, получив диплом автомеханика, в июле 2017-го отправился в армию. Вскоре после призыва на срочную службу юноша принял решение и в дальнейшем обучаться военному искусству в артиллерийской бригаде. Будучи старшим разведчиком-дальномерщиком, он отвечал за измерения дальности до неподвижных и подвижных целей и разрывов снарядов, корректировку стрельбы наземной артиллерии, ведение визуальной разведки местности и выбор цели.
Незадолго до начала СВО военнослужащие бригады, получив приказ, в срочном порядке прибыли из Новосибирска в Крым. Не до конца понимая к чему такая спешка, бойцы стали готовиться к внеплановым учениям. Ивану пришлось быстро переучиться на наводчика расчёта реактивной системы залпового огня «Ураган».
На рассвете 24 февраля артиллеристы заняли стартовые позиции и нанесли ракетные удары по противнику. Ближе к обеду того же дня пересекли границу и стали продвигаться вглубь Новороссии. Военные поражали движущиеся цели, легкобронированную технику и живую силу ВСУ, открывая тем самым путь пехоте. Так, в тандеме, два вида войск и выполняли боевые задачи.
Иван вспоминает один из случаев: «Мы расположились в лесополосе и рассчитывали на затишье – день был накануне Пасхи. Вдруг услышали автоматные очереди, следом прозвучал ответный огонь. Оказалось, что это разведывательно-диверсионная группа ВСУ в составе 18 человек зашла в наше расположение. Буквально минут через пять все они сдались в плен. По рассказам украинцев, их бросили командиры. Среди пленных было двое мужчин лет 60. Говорили, что пришли служить из-за нехватки денег. Был и молодой юноша – отбывал срочную, когда офицер предложил ему подписать бумагу, которая якобы даст возможность вернуться к родным раньше срока. Выходит, что обманул. Ещё находился в их числе иностранец. У него другая история: влюблён был в украинскую девушку, жениться на ней хотел – сказали: «Немного повоюешь и получишь гражданство».
Местные жители, по признанию участника СВО, по-разному относились к российским военным: открыто никто агрессии не проявлял, но находилось немало тех, кто сдавал координаты наших частей противнику. Так, стоило всего пару часов в районе Гуляй поле (Запорожская область) постоять ничем не примечательным двум легковым автомобилям рядом с артиллеристами, как той же ночью их стали обстреливать кассетными снарядами. «Пришлось быстро уезжать, пережидая обстрел. Позже вернулись за техникой. Наш командир всегда говорит – главное, спасти жизни, а всё остальное – не так важно», - делится молодой человек.
Ещё одна история с хорошим концом, наверняка, будет долго помниться Ивану. Рассказывает: «Видим, идут на нас танки. Кто его знает, как они прорвали пехоту – но ещё километров пять и достанут нас. Делать нечего – взяли РПГ, приготовились «встречать». Вдруг слышим – «вертушки» прилетели: в воздухе два наших вертолёта! Разбомбили они эти танки, всё обошлось».
В июле 2022-го Иван вернулся домой. Перед этим он научил быть наводчиком другого парня, который так же, как и он, получив приказ, прибыл выполнять воинский долг.
Сдержанно предаётся воспоминаниям о боевых буднях и 23-летний Евгений. Для него спецоперация тоже началась 24 февраля 2022 года. За несколько дней до этого он вместе с сослуживцами по контрактной службе из 205-й мотострелковой бригады, на поезде прибыл в село Весёлое. По словам юноши, пока ехали, думали, что будут учения. На месте же командиры объяснили, что цели и задачи самые что ни на есть настоящие.
Собравшись в колонну, танки двинулись в сторону Каховской ГЭС. На подступе к дамбе увидели разбитую дорогу, сожжённую технику, погибших людей. В этот момент, признаётся, и пришло осознание происходящего. Дальше батальон был направлен в Снигирёвку (Николаевская область) – оборону там пришлось вести три-четыре месяца, говорит Евгений.
Здесь стоит сделать небольшое отступлении от повествования военнослужащего. Неоднократно федеральные СМИ писали, что бойцы 205-й бригады, проявляя чудеса военного духа и доблести, держали линию СВО в окрестностях Снигирёвки. Жёсткие бои с наступающей группировкой ВСУ шли там регулярно. В этой связи коллеги-журналисты не раз вспоминали девиз: «205-я бригада. Мы вернёмся даже из ада». Участие этого соединения в спецоперации полностью оправдывает слоган.
Евгений рассказывает, что 205-я ОМСБР была единственным подразделением ВС РФ в Снигирёвке и успешно удерживала населённый пункт.
Следующим местом дислокации, куда по приказу командования были переведены наши военные, стало небольшое село, имеющее стратегическое значение для военных, – Давыдов Брод (Херсонская область).
Вот как описывают ситуацию вокруг него аналитики: «До начала наступления на Давыдов Брод линия разграничения между ВСУ и ВС РФ проходила фактически по берегам рек Высун и Ингулец. Весь участок от Снигирёвки до Червоного Яра представлял собой к концу мая одну сплошную серую зону, где периодически сталкивались друг с другом диверсионно-разведывательные группы.
ВСУ заняли два небольших села Калиновка и Мураховка, перекинув туда штурмовые подразделения и военную технику. Накануне 30 мая началось возведение понтонной переправы в Великом Артаково.
Одновременно с этим на фронт была переброшена тактическая авиация ВСУ: самолёты работали по позициям ВС РФ с аэродромов в Кривом Роге и Вознесенске, истребительная авиация наносила удары в ответ, а «Калибры» били по взлётно-посадочным полосам.
Однако сковать силы ВС РФ огнём получилось и переправа была наведена.
30 - 31 мая ВСУ удалось форсировать Ингулец под Великим Артаково и перебросить штурмовые части на южный берег. В последующие дни начались бои под Белогоркой: именно там артиллерийские подразделения ВС РФ и авиация сожгли технику противника.
Правда, соотношение в живой силе было не в пользу российской армии.
ВСУ сумели оттеснить наши войска в сторону Давыдова Брода: оборону в деревушке держали силами одного взвода. Связав защитников населённого пункта боем, украинские вооружённые силы навели переправу уже в сам Давыдов Брод для ввода дополнительных подразделений.
В этот момент ВС РФ перекинули подкрепление на этот участок фронта».
Благодаря огневой поддержке артиллерии и танков, российские военные вывели переправу у Давыдова Брода из строя и начали наносить по деревне удары. Все находившиеся на том участке украинские подразделения прекратили своё существование.
В августе 2022-го, получив ранение, Евгений попал в госпиталь, а в свой день рождения – 12 числа – прибыл домой. Уже насовсем.
По сути, о том, как довелось вести бои, парни не рассказывают. Сетуют только, что первые месяцы творилась полная неразбериха. Но на недостаток снарядов, провизии не жалуются – говорят, всего хватало. Не уточняют собеседники и за что ими получены награды. А между тем, медали «За отвагу» у Евгения и «За боевые отличия» у Ивана красноречивее любых слов свидетельствуют: служили ребята достойно.
На вопрос: «Что удивило во время боевых действий?», Евгений отвечает: «То, как меняются люди: вот, смотришь, в тылу, он решительный и уверенный, а как услышал первые залпы, и растерялся, не смог и потом взять себя в руки. И наоборот – с виду незаметные бойцы становятся отважными и надёжными».
«Главное, что понял – нельзя замыкаться в себе. Было, конечно, тяжело: за месяц до начала спецоперации жена родила сына, а я – тут, в танке воюю. И к своим родным побыстрее хочется, а отказаться нельзя», - откровенно рассказывает Евгений.
«Почему нельзя отказаться? Другие же отказывались?» - уточняю у него.
«Ну да, отказывались. Немало таких видел, - говорит Евгений. -
Но я же знал, на что иду, когда подписывал контракт. Да и как отказаться?! У меня прадед тоже был танкистом. Воевал в Великую Отечественную. Вот, значит, и моя судьба такая – другого решения я для себя не видел».
Вот такие они – нынешние герои: скромные, немногословные. Но которые другого решения, кроме как пойти и защитить свою Родину, для себя не видят.