Три спаса отмечают православные в августе
14, 19, 29 августа православные отмечают одни из любимых христианских праздников Медовый, Яблочный, Ореховый спасы. Откуда берут начало их названия, что можно и нельзя делать в праздничные дни, мы поинтересовались у служителя церкви Казанской Божией Матери отца Льва Гиля.
- Как появились три спаса?
- «Спас» - народное обозначение церковных праздников августа, посвящённых прославлению Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Это не фольклорный персонаж, связанный с тем или иным видом сельскохозяйственной продукции, а Живой Господь, Бог, Который стал человеком, чтобы спасти нас и даровать верующим в Него блаженную вечную жизнь.
- Можно ли считать эти праздники православными или они всё же народные?
- Эти праздники и православные, и народные. Они свидетельствуют о том, что христианские богослужебные традиции ещё в эпоху средних веков глубоко укоренились на Руси и стали значимыми вехами и церковного, и бытового годового круга.
- 14 августа принято освящать мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Пожалуйста, прокомментируйте это мнение?
- Праздник 14 августа называется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в Константинополе в IX в. по Рождестве Христовом по причине эпидемических болезней, которые часто бывали в городе на исходе лета. В надежде на их предотвращение ежегодно часть Креста, на которым был распят Спаситель, выносилась из домового храма византийских императоров, служился водосвятный молебен, и в течение двух недель святыню носили по дорогам и улицам Константинополя, с молитвой об очищении и благословении столицы.
В этот день также принято освящать мёд нового урожая. В молитве, которую при этом читает священник, мы обращаемся к Богу с просьбой подать ему благодать, которая наделит вкушающего от него здоровьем и исполнит его всякого блага. Нужно понимать, что в основе этой традиции лежит ещё ветхозаветное установление о принесении первых плодов Творцу, в качестве благодарности за дары созданной Им природы. Поэтому просто поставить банку с мёдом под струю святой воды, чтобы потом самому всю её съесть – неправильно и неполезно. Лучше оставить какую-то часть принесённого продукта в храме и поделиться с другими – это наполнит смыслом то, что мы делаем, и принесёт благословение за исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему.
- Медовый Спас совпадает с началом Успенского поста. Сколько недель он длится и в чём его смысл?
- Успенский пост продолжается две недели и служит для духовного очищения и подготовки к встрече двух великих церковных праздников – Преображения Господня и Успения Божией Матери.
- 19 августа будет праздноваться Яблочный Спас. Так правильно этот праздник называется в Церковном уставе и при чём тут яблоки?
- Этот день в Церкви – воспоминание Преображения Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор, незадолго до Его смерти на Кресте и воскресения. Трое ближайших учеников видели славу Его божественной природы, обычно скрытую за завесой человеческого естества, убедились на собственном опыте в том, что Бог есть Свет, и в Нём нет никакой тьмы. Цель духовной жизни – обожение, внутренняя открытость этому Свету.
На Ближнем Востоке в этот день освящают начатки винограда, а на русском Севере – то, что выросло на родной суровой почве.
- Отец Лев, в народе бытует мнение, что нельзя есть плоды яблочного дерева до самого праздника Преображения. Верно ли это утверждение?
- В Уставе, написанном в древней Палестине, существует запрет на вкушение винограда нового урожая до праздника Преображения. Не есть яблоки – чисто русская традиция.
Любое благочестивое воздержание полезно, если оно осмысленно и добровольно. Однако в Евангелии сказано: «Не то оскверняет человека, что входит в уста его, а то, что исходит из них», то есть наши злые и порочные слова и поступки. Вот чего надо остерегаться в первую очередь!
- Расскажите, что стоит делать в великий праздник?
- Прийти на церковную службу, чтобы прославить и поблагодарить Спасителя, навестить родных и знакомых, сделать добро не для себя, а для нуждающихся. Если бытовые заботы и хлопоты могут подождать – пусть подождут. На то и праздник!