Основы народных художественных промыслов преподают в Будённовске
Хохломская роспись, мстёрская миниатюра, вологодское кружево, ростовская финифть, гжельский фарфор, абрамцево-кудринская резьба по дереву, дымковская игрушка… - вот лишь некоторые из видов художественных промыслов, существующих в нашей стране. А чего стоят предметы, украшенные городецкой росписью, которые, вне всякого сомнения, способны с лёгкостью оживить любой интерьер?! Смотришь на узоры и понимаешь: бесспорно, русские! А этому промыслу, между прочим, уже более 160 лет!
К счастью, и сегодня современные мастера продолжают традиции своих предшественников, бережно их сохраняя. Именно этим творцам и их ремеслу посвящён отдельный праздник – День народных художественных промыслов, отмечаемый в предпоследнее воскресенье июня.
В числе причастных к дате – преподаватель декоративно-прикладного отделения Будённовской детской художественной школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, мастер городецкой росписи Юлия Троценко.
Более десяти лет преподаёт Юлия Александровна основы народной художественной русской росписи юным прикумчанам. По словам героини, знакомство с этим видом искусства у неё состоялось ещё в детстве, когда в 12 лет мама привела её в ДХШ города Будённовска. Там под чутким руководством С. А. Пальчиковой девочка начала осваивать городецкую роспись.
Неудивительно, что по окончании лицея № 8 Юлия поступает в Пятигорский государственный технологический университет на факультет «Дизайн среды», где не оставляет занятий чудо-росписью. Более того, одна из её работ в вузе была посвящена сочетанию элементов городецкой росписи и конструктивизма. С заданием девушка справилась на отлично, чем заслужила хвалебные отзывы преподавательского состава. А сам шедевр мастер до сих пор бережно хранит в домашней коллекции и иллюстрирует своим ученикам.
Получив красный диплом, Ю. А. Троценко вернулась в родную альма-матер в качестве педагога. И теперь она обучает мальчишек и девчонок нашего округа замысловатому и самобытному промыслу.
- рассказывает Юлия Александровна.
Опыт росписи оказался настолько успешным, что позже ремесленники стали украшать рисунками не только прялки, но и всевозможные предметы быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, сани, сундуки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия.
По словам будённовской умелицы, особенность городецкой росписи в том, что она одновременно сочетает в себе простоту и выразительность, яркие цвета и сложные композиции, традиции и индивидуальное творчество мастеров. Любой при желании сможет её освоить и создать своими руками такое необыкновенное изделие, однако без изучения истории вопроса, без соблюдения ряда правил и аккуратности здесь однозначно не обойтись.
– отмечает педагог.
Весь процесс - от обработки фанеры наждачной бумагой, покрытия её лаком (таких слоёв доходит, на минуточку, до пяти-семи – прим. автора), создания эскиза на бумаге, переноса рисунка на готовую поверхность и до непосредственно создания цветовой палитры – занимает у учеников порядка трёх месяцев. Стоит отметить, что изначально в городецкой росписи мастера использовали масляные краски, на занятиях же педагога применяются гуашевые или акриловые, т. к. они более доступные и с ними легче ребятам работать.
В настоящее время городецкая роспись с её яркими рисунками, сюжетными зарисовками, выразительными образами остаётся востребованной и популярной, особенно среди туристов. Её элементы можно увидеть не только на традиционных деревянных изделиях, но и на сувенирах, предметах интерьера и даже в оформлении современных арт-объектов, что делает народный художественный промысел неотъемлемой частью русской культуры.
