Овощной бум, или как будут снижать цены на «БОРЩЕВОЙ» набор

Журналист: Елена Бачукина


Вопрос стоимости продуктов, входящих в состав так называемого «борщевого» набора, пожалуй, можно назвать одним из обсуждаемых на сегодняшний день.

На протяжении вот уже более двух месяцев не смолкают возмущённые возгласы покупателей у прилавков с овощами. Всё потому, что стоимость их в одночасье взлетела до небывалых высот, и вместо прежних 25 - 30 рублей теперь мы покупаем эти уж точно «деликатесы» по цене 60 - 90 рублей за килограмм. На этом фоне вполне уместен вопрос жительницы одного из регионов, поступивший на прямую линию с президентом в июне. Женщина справедливо возмущалась, почему поесть бананов стало дешевле, чем сварить борщ. А ведь во все времена это блюдо считалось символом России. Теперь, что же выходит, всем нам придётся осваивать кухню народов Африки?!

Мы отправились на рынок и в магазины и сосчитали, во сколько обойдётся россиянам наваристый борщ сегодня. Итак, 21 июля на центральном базаре нашего города хорошую морковь среднего размера можно было приобрести по 50 – 60, а не 120 рублей за кило, как месяцем ранее; также по 60 рублей за килограмм предлагали торговцы и хорошую свёклу нового урожая. Говоря о капусте, отметим, что резкого скачка цены на этот овощ не было. Сегодня белокочанная красавица обойдётся покупателю в Будённовске от 25 до 40 рублей за килограмм, так же, как и картофель. В приемлемом сегменте в июле удерживается и цена на лук: 30 рублей/кг.

А вот что касается зелени, то самыми дорогими среди огородных культур (применительно к борщу) являются укроп и зелёный лук. Рыночная цена за небольшой пучок составит (и это ещё придётся поискать) 25 и 30 рублей соответственно. Оптимистичной на общем фоне выглядит цена на томаты. Торговцы на центральном овощном рынке предлагают спелые красные помидоры в среднем по 35 - 50 рублей.

Между тем в супермаркетах города дела обстоят несколько печальнее. В среднем на 15 – 17 процентов дороже обойдётся овощной набор для борща покупателям. Так, крупная торговая сеть предлагает (цена на 10 часов утра 21 июля) морковь по 75 и 84,99 рубля. Причём, вторая без акции обошлась бы покупателю в 97,74 рубля (!). Стоимость свёклы в магазине также выше рыночной – 64,7 коп. Капусту и лук тоже можно приобрести, но на 7 - 9 рублей дороже, чем у частников. Помидоры идут у сетевиков по 70 - 80 рублей за килограмм.

Социологические опросы показывают: доля расходов на еду в семейных бюджетах стала рекордной с 2010 года и составляет около 40%. В первую очередь на это реагируют социально незащищённые категории населения – порядка 20 млн граждан. Эксперты уточняют: этот тренд характерен не только для России. В целом за последний год цены на продукты питания в мире выросли на треть и установили семилетний максимум.

Самое смешное, что такой второстепенный продукт, как овощи, сегодня «идёт» практически по одной цене с основным ингридиентом любого салата, потому о  «Селёдке под шубой», как и о моркови с чесночком, наверное, на время придётся забыть.

Не ошибусь, если озвучу мнение подавляющего большинства граждан: печально, что нет влияния на бизнес со стороны тех, кто должен сдерживать рост цен.

Как же можно экономически объяснить такой скачок стоимости продуктов, тем более что запасов в стране в целом предостаточно и урожай текущего года радует?

Одними из причин подорожания эксперты называют отсутствие площадок, на которых производители могут торговать своими товарами без наценок, пандемию, а также резкий рост цен на химические удобрения, затраты на которые при производстве овощей составляют от 30 до 40% от себестоимости.

А теперь сосчитаем, во сколько обойдётся борщ россиянину. На трёх-четырёхлитровую кастрюлю в среднем понадобится: 1 кг мяса на косточке – 320 руб., 150 г свёклы – 9 руб., 700 г свежей капусты – 28 руб., 500 картофеля - 15 руб., 200 г репчатого лука - 5 руб., 200 г моркови – 12 руб., килограмм помидоров – 35 - 50 руб., 80 г растительного масла – 8 руб. Итого выходит 432 - 440 рублей, без учёта зелени и приправ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года такой набор обошёлся бы жителям нашего региона на 25 - 30% дешевле.

Обсуждается, что снижения цен на плодоовощную продукцию можно добиться путём двукратного увеличения количества ярмарок в регионах. Кроме того, рассматривается вариант   предложения торговым сетям подписать соглашения с отраслевыми ассоциациями о снижении наценок, в первую очередь, на овощи. За исполнением данных договоренностей предположительно могут следить региональные власти.

Какое решение будет найдено, узнаем.


Оставить комментарий


Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив